Меню сайта
Внедряем решения для контроля
транспорта с 2007 года
Россия, Новосибирск, ул. Выборная, дом 199/2
Оставьте, пожалуйста, свой контакт, и опишите вкратце свою задачу. Наш менеджер свяжется с вами в течение рабочего дня.

Блок СКЗИ (НКМ): для чего он необходим, когда его нужно менять и как это правильно сделать?

Отвечаем на главные вопросы о средствах криптографической защиты информации в составе тахографа.

Что такое блок СКЗИ (НКМ) в составе тахографа?

Блок СКЗИ (средство криптографической защиты информации) с модулем НКМ (навигационный криптографический модуль) – это отдельное устройство, которое устанавливается в цифровой тахограф и по сути является главным элементом обеспечения тахографического контроля. Блок содержит индентификационные сведения о тахографе и ТС, записывает в некорректируемом виде всю информацию о работе транспорта и хранит данные в защищённом архиве.

Внешне блок СКЗИ представляет собой небольшой пластмассовый короб, внутри которого умещаются: криптографическая микросхема для шифрования данных, хронограф, управляющий контроллер, приемник ГЛОНАСС, цифровые часы, блок постоянной памяти, акселерометр, автономный источник питания.

Подробнее о функциях блока

3. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него:

3) программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее:

  • аутентификацию;
  • регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее - защищенный архив блока СКЗИ тахографа);
  • хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее - ключевой информации), и аутентифицирующей информации;
  • преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде;
  • синхронизацию внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC(SU) при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS с погрешностью (по уровню вероятности 0,95) не более 2 секунд (диапазон измерений от 0 до 3600 секунд);

6. Тахограф обеспечивает внесение в блок СКЗИ тахографа с использованием карты мастерской установочных данных, включая идентификационные данные транспортного средства и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) блока СКЗИ тахографа (далее - активизация тахографа).

21. Блок СКЗИ тахографа обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде и хранение в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа следующих идентификационных данных и фактов их изменения:

  • наименование организации - изготовителя тахографа;
  • адрес организации - изготовителя тахографа;
  • номер платы бортового устройства;
  • серийный номер тахографа;
  • номер версии программного обеспечения для устройства обработки данных тахографа;
  • дата установки версии программного обеспечения для устройства обработки данных тахографа;
  • дата (месяц, год) изготовления тахографа;
  • дата (месяц, год) ввода тахографа в эксплуатацию;
  • наименование организации - изготовителя блока СКЗИ тахографа;
  • заводской номер блока СКЗИ тахографа;
  • дата (месяц, год) изготовления блока СКЗИ тахографа;
  • дата (месяц, год) активизации блока СКЗИ тахографа;
  • дата (месяц, год) вывода блока СКЗИ тахографа из эксплуатации.

Насколько блок обязателен

По закону все цифровые тахографы, которыми оснащены российские грузовики и автобусы, должны быть укомплектованы блоком СКЗИ (НКМ). Отсутствие блока, езда с неактивированным или неисправным блоком грозит серьёзными штрафами. Исключение составляет транспорт, осуществляющий международные рейсы с тахографами ЕСТР, в которых применяются иные способы шифрования хранения данных.

С перечнем тахографов, включающих блок СКЗИ (НКМ), вы можете ознакомиться на этой странице нашего сайта: https://taho54.ru/tahografy/.

Активация и эксплуатация блока

Активация, равно как и все другие действия с блоком СКЗИ (НКМ), производится только в мастерской, которая имеет соответствующие допуски и лицензию ФСБ. Проверить мастерскую на соответствие требованиям можно всегда на сайте ФБУ "Росавтотранс". В качестве примера приведём нашу компанию "ТИМФОРС", которая внесена в государственный реестр.

Последовательная активация блока выглядит так:

  • Мастер активирует блок с помощью мастерской карты;
  • Мастерская связывается с ФСБ, которая передаёт в ответ специальный ключ для активации СКЗИ;
  • Ключ переносится на карту мастера, и на заключительном этапе осуществляется активация СКЗИ.

Тахограф с блоком СКЗИ (НКМ) может использоваться исключительно на одном транспортном средстве, информация о котором была в него занесена при активации.

Так как срок действия электронного ключа, полученного от ФСБ, составляет три года, блок эксплуатируется не более этого срока. За это время ресурсы хранения данных исчерпываются, и его обязательно нужно заменить на новый. Без замены блока дальнейшая эксплуатация тахографа будет невозможной – он просто заблокируется.

Не лишним будет сказать, что любое вмешательство в работу блока со стороны водителя или предприятия абсолютно неразумно. Такие действия ни к чему не приведут, кроме негативных последствий – они всё равно будут зафиксированы и обнаружены.

Причины замены блока

1. Как уже говорилось, блок подлежит обязательной замене после 3-х лет эксплуатации. И снова повторим: производить такие работы может только лицензированная мастерская. Самостоятельная замена блока является невозможной. Деактивированный блок в дальнейшем передаётся владельцу, который должен его хранить у себя в течение года и затем утилизировать с помощью представителей мастерской.
2. Так как блок СКЗИ (НКМ) приписан к конкретному ТС, то при смене собственника или перерегистрации транспорта это устройство неизбежно потребуется заменить. Изначально при активации блока информация о транспорте и собственнике вносится всего один раз. Поэтому любая корректировка основных сведений приведёт к установке нового блока.
3. Блок СКЗИ (НКМ), как и сам тахограф, может выйти из строя при причине ДТП. Само собой, существенная поломка вследствие аварии вызовет необходимость замены прибора.

Что требуется для замены блока

В первую очередь, нужно обратиться в ту мастерскую, которая может предоставить новые блоки СКЗИ (НКМ), способна гарантировать качество услуг и подтвердить своё соответствие требованиям закона (внесение в реестр "Росавтотранс", наличие лицензий ФСБ).

Стоимость самого блока начинается от 17 900 рублей. Дополнительно нужно будет учесть расходы на такие услуги, как:

  • Демонтаж тахографа
  • Демонтаж блока НКМ
  • Деактивация блока НКМ
  • Монтаж нового блока НКМ
  • Монтаж тахографа на место
  • Активация блока НКМ
  • Настройка тахографа

Для экономии средств и получения надёжного результата стоит рассматривать предложения мастерских, готовых предложить новый блок в пакете со всеми сопутствующими услугами.

Мастерская "ТИМФОРС" всегда имеет в наличии блоки и обладает всеми ресурсами для их оперативной замены. Мы оказываем профессиональные услуги по замене блока НКМ (СКЗИ) "под ключ" для любой модели цифрового тахографа.

Узнать подробнее и договориться об итоговой стоимости вы можете, позвонив нам по телефону +7 (383) 235-94-21 или заполнив форму ниже.