Меню сайта
Внедряем решения для контроля
транспорта с 2007 года
Россия, Новосибирск, ул. Выборная, дом 199/2
Оставьте, пожалуйста, свой контакт, и опишите вкратце свою задачу. Наш менеджер свяжется с вами в течение рабочего дня.

Ужесточение требований к перевозчикам и новые штрафы с 1 ноября 2019 года

В отношении грузового и пассажирского транспорта вступает в силу целый ряд требований, за игнорирование которых грозят серьезные последствия. Все нововведения, зафиксированные в ПДД и КоАП, касаются тахографического контроля за соблюдением режимов труда и отдыха водителей.

Тахографы для физлиц

Теперь все грузовики массой свыше 3,5 тонн и автобусы, в которых больше 8 пассажирских мест, должны быть оснащены тахографами. Это касается не только юрлиц и ИП, но и физических лиц.

Согласно Федеральному закону N 386 от 30.10.2018 ("О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами") с 1 ноября вступают в силу коррективы в 20 статье ФЗ №196 "О безопасности дорожного движения".

В третьем пункте 20-й статьи, где говорится об обязанностях физлиц, управляющих грузовиками (> 3,5 т) и автобусами (> 8 пасс. мест), зафиксировано требование устанавливать тахографы и следовать государственным нормам времени управления ТС и отдыха, а именно:

  • "Обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
  • Соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации;
  • Соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта".

Штрафы за отсутствие тахографа

На всех участников дорожного движения, управляющих транспортом категорий N2, N3, M2, M3, будут накладываться новые санкции за выпуск ТС на линию без тахографа и за нарушения к правилам использования контрольных устройств. В соответствии с новой редакцией Статьи 11.23 КоАП РФ, подобные случаи грозят следующими штрафами:

  • для должностных лиц – от 7000 до 10 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 15 000 до 25 000 рублей;
  • для юридических лиц – от 20 000 до 50 000 рублей.

Для водителей штраф за передвижение без тахографа составит 3 до 5 тысяч рублей.

Основанием для штрафа может быть как отсутствие тахографа, так и езда с устройствами, не внесенными в реестр ФБУ «Росавтотранс», с неоткалиброванным тахографом, отсутствие блока СКЗИ и, конечно, карты водителя.

Штрафы за несоблюдение РТиО

В этой же статье 11.23 КоАП РФ закреплено, что несоблюдение правовыми актами РФ норм времени управления ТС и отдыха, либо нарушение режимов труда и отдыха водителей, повлечет штрафы:

  • на водителя – от 1500 до 2000 руб.
  • на должностных лиц – от 7000 до 10 000 руб.
  • на ИП – от 15 000 до 20 000 руб.
  • на юрлиц – от 20 000 до 50 000 рублей.

Несоблюдением РТиО проверяющие органы могут посчитать случаи, когда владельцы компаний устанавливают режимы работы, противоречащий нормативным актам РФ. Основные требования соблюдению РТиО изложены в Приказе Минтранса № 15. В скором будущем Министерство планирует добиться закрепления в ПДД раздела под названием «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха».

Новые правила техосмотра и тахограф

Ещё больше ужесточают требования по оснащению тахографами новые правила технического осмотра ТС. Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1276 "О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств" гласит, что транспорт категорий M2, N2, M3, N3 будет проверяться не только на наличие тахографа, но и на его соответствие необходимым требованиям. Среди них:

  • опломбировка;
  • настройка, проведенная не позднее трех лет со дня техоосмотра;
  • работоспособность функций вывода информации с тахографа на печать;
  • наличие информации о результате поверки тахографа (ФГИС «АРШИН»).

По новым правилам отдельные требования предъявляются к тахографам ЕСТР (если это международные перевозчики): опломбировка, калибровка, наличие установочной таблички, сведения о результатах поверки, присутствие в реестре ФГИС ГОСТ.

Несоответствие тахографа этим требованиям может привести в непрохождению техосмотра, как следствие – к отказу в получении полиса обязательного автострахования. Более того, сведения о тахографе должны быть внесены в диагностическую карту ТС. Перечислим возможные санкции:

Водитель:
  • управление ТС без прохождения техосмотра – 500-800 руб.;
  • управление ТС без оформленной диагностической карты – 2000 руб. (с 27.07.2020 г.).

Юрлица:
  • выпуск на линию ТС без техосмотра – 50 000 руб.

Должностные лица:
  • выпуск на линию ТС без техосмотра – 500 руб.

И напомним, что ПДД запрещает эксплуатацию ТС без полиса ОСАГО, который не удастся получить без техосмотра.

Требования к тахографам и перевозчикам

Требования к тахографам и категориям оснащаемого транспорта изложены в Приказах Минтраса №36 и №273. Приказы постоянно корректируются, в частности, вскоре стоит ожидать дополнений относительно физических лиц. Но положения этих приказов остаются общими для всех и именно на них ссылаются другие постановления и приказы, когда речь идёт о тахографическом контроле. Перечислим основные требования:
1
В приказах перечислены категории транспортных средств, которые должны быть оснащены тахографами. Среди них:

  • ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2);
  • ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3);
  • ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 тонн (категория N2);
  • ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3).

Исключение составляют различные виды спецтехники и сельхозтехники, пассажирские и грузовые троллейбусы, учебный транспорт, военные, пожарные, медицинские автомобили, транспорт спецслужб и ТС старше 30 лет, которые не задействованы в коммерческой деятельности. Также в перечне исключений есть транспорт, осуществляющий международные перевозки. Но речь идет только о том, что на такие автомобили - при наличии карточки международного перевозчика - не нужно устанавливать российские тахографы с блоком СКЗИ, зато за рубежом водители в любом случае должны ездить с тахографами ЕСТР европейского образца.
2
В пределах Российской Федерации можно использовать только цифровые тахографы с блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Это самый важный момент, на который надо обращать внимание при выборе модели контрольного устройства.

Чтобы убедиться в соответствии тахографа этому и другим пунктам Приказа 36, достаточно посмотреть перечень ФБУ "Росавтотранс", в котором перечислены допущенные к эксплуатации приборы.
3
Вся деятельность "по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов должна осуществляться мастерскими, сведения о которых учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне мастерских".

Проверить, есть ли мастерская в перечне, тоже можно на сайте ведомства. Например, компания "ТИМФОРС" там указана под номером 0173.
4
Предприятия обязаны в рамках тахографического контроля выгружать данные с карты водителя каждые 28 дней. Это требование устраивает далеко не всех перевозчиков, потому что транспорт необходимо отвлекать от основной работы. Но сейчас считывать таходанные совсем не сложно удаленно, если настроено взаимодействие тахографа с системой спутникового контроля транспорта, где выгрузка данных происходит автоматически. Поэтому при установке тахографа всегда стоит обсудить с мастерской такую возможность.
5
Водителям запрещается осуществлять перевозки "с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом...".

Кто может оказывать услуги по установке и проверять наличие тахографа?

В первую очередь, сами предприятия или частники, владеющие автобусами и грузовиками, должны следить за соблюдением тахографического законодательства. Мало оснастить ТС тахографами – важно контролировать РТиО, выгружать данные каждые 28 дней, своевременно оформлять и переоформлять карты водителей, производить замену блока СКЗИ, оперативно реагировать на поломки или другие проблемы в работе тахографа, чтобы не получить взыскания от проверяющих органов.

Поэтому стоит обращаться в мастерские, которые вместе с установкой гарантируют дальнейшее обслуживание, готовы оказывать услуги по настройке/калибровке устройства и замене комплектующих, занимаются оформлением карт водителя и предприятия. Проверить мастерские всегда можно на сайте ФБУ "Росавтотранс".
Проверить факт установки тахографа и соответствие требованием его эксплуатации вправе в любой момент сотрудники ГИБДД и Ространснадзора. Если ранее проверки носили выборочный профилактически (предупреждающий) характер, то сейчас у инспекторов есть масса убедительных доводов, чтобы приостановить и работу водителя, и деятельность всего автопарка. Следовательно, избежать необоснованных обвинений или даже поборов помогут:

  • Наличие тахографа с СКЗИ (для отечественных перевозчиков).
  • Наличие тахографа ЕСТР (для перевозчиков, действующих за рубежом).
  • Наличие карты водителя.
  • Наличие пломб в местах соединения тахографа с бортовой сетью автомобиля и датчиками движения.
  • Наличие установочной таблички тахографа.
  • Способность водителя сделать распечатку из памяти тахографа и предоставить нужную информацию об устройстве и данные о поездках, включая режимы труда и отдыха.

Популярные заблуждения

Cамым главным заблуждением является то, что тахографы – это некая прихоть государства, ориентированная на соблюдение международных правил, и дальше всё дело сойдёт на нет. Но на компромиссы больше рассчитывать не стоит. Нововведения в КоАП и ПДД свидетельствуют о том, что власти не будут мириться с игнорированием собственных указов и продолжат закреплять понятие "тахограф" во всех законах, распространяемых на грузовых и пассажирских перевозчиков.
Второе заблуждение касается того, что якобы не надо устанавливать тахографы с СКЗИ при передвижении внутри России – вроде достаточно иметь тахограф ЕСТР или тахограф, отвечающий требованиям 720 ПП. В последнее время такие идеи настойчиво продвигают поставщики карт МАП. Объясним вкратце:

  • Тахографы по ПП 720 никак не могут использоваться для рейсов по стране (так как у них нет требуемой по закону функции защиты корректируемых данных).
  • Тахографы ЕСТР вправе использовать только те перевозчики, которые действительно осуществляют международные рейсы и способны это доказать. Просто так карту МАП, как подтверждение легитимности установки европейского тахографа, получить вовсе не просто: нужна лицензия международного перевозчика.
  • В пределах страны легальными по закону являются исключительно тахографы с СКЗИ. Поэтому при отсутствии тахографа с блоком СКЗИ, в случае несостоятельности доводов об осуществлении международных перевозок (даже при наличии тахографа ЕСТР) и, тем более, если напирать на то, что тахограф ПП 720 отвечает закону, водителя ждут неминуемые штрафы, а предприятию грозит риск приостановления деятельности.

Где выгоднее заказать установку и обслуживание тахографа?

Компания "Тимфорс" предоставляет весь комплекс услуг по организации тахографического контроля в автопарках. Наряду с установкой и обслуживанием тахографов, мы занимаемся оформлением карт водителей/ предприятия и услугами по замене блока СКЗИ
Звоните нам по телефону +7 (383) 202-1957 или воспользуйтесь формами обратной связи.