Меню сайта
Оставьте, пожалуйста, свой контакт, и опишите вкратце свою задачу. Наш менеджер свяжется с вами в течение рабочего дня.

Тахографический контроль: актуальные требования законодательства

Какие требования предъявляет закон к перевозчикам в 2019 году?
Основные законы, регулирующие тахографический контроль, принимались в 2013 году. Сегодня они продолжают оставаться действующими для транспортной отрасли, однако каждый новый год приносит определенные изменения. В этой статье мы напомним, какие нормы и правила являются актуальными на данный момент, и расскажем, чего стоит ожидать в ближайшем будущем.
Изначально обязанность устанавливать тахографы прописана в законе №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В статье 20 этого закона («Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств») сообщается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

- оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы).
Требования к тахографам и алгоритм работы с этими устройствами зафиксированы в Приказе Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства". Среди множества требований остановимся на самых принципиальных:
1
В приказе перечислены категории транспортных средств, которые должны быть оснащены тахографами. Среди них:

  • ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2);
  • ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3);
  • ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 тонн (категория N2);
  • ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3).

Исключение составляют различные виды спецтехники и сельхозтехники, пассажирские и грузовые троллейбусы, учебный транспорт, военные, пожарные, медицинские автомобили, транспорт спецслужб и ТС старше 30 лет, которые не задействованы в коммерческой деятельности. Также в перечне исключений есть транспорт, осуществляющий международные перевозки. Но речь идет только о том, что на такие автомобили - при наличии карточки международного перевозчика - не нужно устанавливать российские тахографы с блоком СКЗИ, зато за рубежом водители в любом случае должны ездить с тахографами ЕСТР европейского образца.
2
В пределах Российской Федерации можно использовать только цифровые тахографы с блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Это самый важный момент, на который надо обращать внимание при выборе модели контрольного устройства.

Чтобы убедиться в соответствии тахографа этому и другим пунктам Приказа 36, достаточно посмотреть перечень ФБУ "Росавтотранс", в котором перечислены допущенные к эксплуатации приборы.
3
Вся деятельность "по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов должна осуществляться мастерскими, сведения о которых учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне мастерских".

Проверить, есть ли мастерская в перечне, тоже можно на сайте ведомства. Например, компания "ТИМФОРС" там указана под номером 0173.
4
Предприятия обязаны в рамках тахографического контроля выгружать данные с карты водителя каждые 28 дней. Это требование устраивает далеко не всех перевозчиков, потому что транспорт необходимо отвлекать от основной работы. Но сейчас считывать таходанные совсем не сложно удаленно, если настроено взаимодействие тахографа с системой спутникового контроля транспорта, где выгрузка данных происходит автоматически. Поэтому при установке тахографа всегда стоит обсудить с мастерской такую возможность.
5
И самое главное - водителям запрещается осуществлять перевозки "с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом...". О штрафах мы поговорим чуть далее.
Следующий документ, который необходимо знать перевозчикам - это Приказ Минтранса №273 от 21 августа 2013 года "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами". За время, прошедшее с выхода закона, в него вносились различные изменения. И сейчас, согласно последней редакции, порядок обязательной установки цифровых тахографов с СКЗИ на транспорт различных категорий выглядит так:

◼ ТС категории N2 и N3, используемые для перевозки опасных грузов - до 1 апреля 2014 года.

◼ Автобусы категорий М2 и М3, используемые для перевозки пассажиров (за исключением городских и пригородных маршрутов) - до 1 июля 2014 года.

◼ ТС категории N3 полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенные для междугородных перевозок - до 1 июля 2014 года.

◼ ТС категории N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемые для перевозки грузов, не относящихся к опасным - до 1 сентября 2014 года.

◼ ТС категории N2, используемые для перевозки грузов, не относящихся к опасным - до 1 апреля 2015 года.

◼ ТС категорий N2, N3, M2 и M3, оснащенные аналоговыми тахографами - до 1 июля 2016 года.

◼ ТС категорий N2, N3, M2 и M3, оснащенные при производстве до 1.04.2014 тахографами ЕСТР - до 1 января 2018 года.
◼ ТС категорий N2, N3, M2 и M3, оснащенные в мастерских до 11.03.2014 тахографами без блока СКЗИ (соответствующими ПП №720) - до 1 января 2018 года.

◼ ТС категорий М2, М3, осуществляющие пригородные регулярные перевозки - до 1 июля 2018 года.

◼ ТС категорий М2, М3, осуществляющие городские регулярные перевозки - до 1 июля 2019 года.
Как уже говорилось, закон не стоит на месте, и практически каждый год происходят изменения либо в этих приказах, либо в других актах, которые влияют на обязанности перевозчиков и мастерских по установке тахографов.

Последние изменения

Например, в прошлом году Минтранс РФ выпустил Приказ № 35 от 30.01.2018 г., который внес некоторые коррективы в 36 и 273 приказы.

В соотвествии с ним, из перечня транспортных средств, на которых ещё можно было использовать аналоговые тахографы, правительство исключило автобусы с числом мест более 20 и грузовики массой свыше 15 тонн, оснащенные устаревшим оборудованием до 8.11.2013 года. С этого времени на всем таком транспорте должны обязательно функционировать цифровые тахографы с блоком СКЗИ.

Также Приказ №35 установил для мастерских более четкий порядок замены в блока СКЗИ по окончании срока эксплуатации, а слово «калибровка» во всех документах заменили на термин «настройка» во избежание двояких толкований.
Но самое главное событие в сфере тахографического контроля произошло под конец прошлого года, когда Правительство РФ опубликовало Федеральный закон N 386 от 30.10.2018 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами". В частности, он вносит изменения в 20 статью ФЗ "О безопасности дорожного движения". В третьем пункте статьи, где говорится об обязанностях физ.лиц, управляющих грузовиками (> 3,5 т) и автобусами (> 8 пасс. мест), теперь появляются следующие требования:

◼ Обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами.

◼ Соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации.

◼ Соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Закон вступает в силу 1 ноября 2019 года. И к этому сроку указанные физические лица должны обязательно установить на свой транспорт тахографы.
Причины данного решения очевидны. В условиях отсутствия контроля "частники", незарегистрированные в качестве ИП или юр.лиц, пренебрегают базовыми правилами по обеспечению безопасности пассажиров и грузов. Новый закон призван закрыть существующие пробелы и снизить количество аварий с участием физ.лиц - в первую очередь, с помощью обязательного оснащения ТС тахографами. Кстати, в числе других мер, принятых в законе, теперь есть и обязанность лицензировать любые коммерческие перевозки (заказные или регулярные) на автобусах, где больше восьми пассажирских мест.
Скорее всего, новое правило устанавливать тахографы на грузовики и автобусы физических лиц будет в течение года отражено в приказах №36 / №273 и в законе «О безопасности дорожного движения».

Например, в феврале текущего года Минтранс РФ уже внес проект изменений в правила дорожного движения. Министерство предлагает ввести в ПДД раздел «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха» и установить для всех водителей грузовиков и автобусов такие ограничения:

  • не более 9 часов за рулем в сутки с 45-минутным перерывом каждые 4,5 часа;
  • не менее 11 часов отдыха в сутки;
  • не более 56 часов за рулем в неделю;
  • не более 90 часов за рулем в течение двух недель.

Само собой, следовать этим правилам и контролировать соблюдение ПДД будет невозможно без тахографа.

Штрафы и санкции

Штрафы за отсутствие тахографа на транспорте, перевозящем пассажиров и грузы, закреплены в Статье 11.23 КоАП РФ и сейчас составляют:

  • для водителя - от 1 до 3 тыс. рублей
  • для должностных лиц - от 5 до 10 тыс. рублей

При этом, штраф может быть наложен за неработающий тахограф (кроме случаев поломки в пути), а также за нарушение правил использования тахографа. То есть могут наказать за передвижение без карты водителя, за езду с тахографом без блока СКЗИ и, тем более, за попытки фальсификации регистрируемой информации.
Ещё всегда есть вероятность получить штрафы за несоблюдение режимов труда и отдыха. В той же статье КоАП говорится о том, что на водителя, нарушающего РТиО, может быть наложен штраф в размере от 1 до 3 тысяч рублей.

А вот руководители водителя понесут ответственность в рамках Статьи 5.27 ("Нарушение трудового законодательства"). В этом случае штрафы будут такие:

  • должностные лица - от 1 до 5 тыс. рублей
  • ИП - от 1 до 5 тыс. рублей.
  • юр.лица - от 30 000 до 50 000 рублей.
Периодически возникают инициативы по увеличению существующих штрафов и введению новых. Так, год назад правительство вносило в Госдуму законопроект, в котором предлагалось ужесточить ответственность водителя и ввести наказание для предприятий за выход на линию ТС без тахографа, закрепив это в Статье 11.23. Если бы законопроект был принят, то сейчас штрафы за отсутствующий или неработающий тахограф были бы намного ощутимее:

  • водитель - от 3 до 5 тыс. рублей
  • должностные лица - от 7 до 10 тыс. рублей
  • юр. лица и ИП - от 20 000 до 50 000 рублей, либо приостановка деятельности до 90 суток.
Пока что этот проект принят только в первом чтении. И не стоит сомневаться, что в ближайшей перспективе взыскания за игнорирование требований по тахографическому контролю и РТиО будут точно увеличены.

Безусловно, штрафы и другие наказания не грозят тем, кто выполняет закон и, главное, понимает, что тахографы - это не прихоть государства, а необходимый инструмент повышения безопасности на дорогах.
Источник статьи: https://glonassgps.com/articles
Для получения подробной консультации свяжитесь с нашими специалистами
Позвоните по телефону +7 (383) 214-70-64, либо оставьте заявку, чтобы мы вам перезвонили: